Был как-то у нас с партнером разговор:
«Чем отличается средний бизнес от малого?», — задал я вопрос.
«CRM-системой, должностными инструкциями и стандартами работы, которые должны выполняться», — поразмыслив, выдал мне он.
Я задумался. А ведь действительно, после внедрения CRM-системы в работу компании эффект может и не быть заметен сразу. Но где-то через 3 месяца происходит чудо: сотрудники уже меньше тратят времени на рутинные задачи, взаимодействие между ними становятся быстрее и качественнее. И самое главное — руководитель перестает заниматься операционкой и уделяет время самым важным вещам!
Если хочешь, чтобы твой бизнес работал без тебя — создай людям условия, при которых они просто не смогут работать неправильно!
Написать стандарты и ввести в работу CRM-систему — это только пол дела. Сотрудники должны начать их применять. Самый действенный способ — комплексный, когда на любой вопрос сотрудника вы не даете ответ, а пишете его сразу в инструкцию. Постепенно, в инструкциях будут содержаться все ответы на вопросы сотрудников. Я еще перенес в CRM-систему все скрипты и договора, так что в начале рабочего дня сотрудники открывают именно ее.
В результате нагрузка на управленцев упала в 3 раза, эффективность возросла, а показатели улучшились.
Мой совет — автоматизируйте свой бизнес, если это возможно. Обязательно внедрите CRM-систему!
Больше полезной информации про продажи, смотри в профиле @severskys